Авария нет страховки что делать

Содержание

Что делать, если нет страховки при ДТП у пострадавшего?

Авария нет страховки что делать

С каждым годом на дорогах страны растет количество автомобилей и ДТП с их участием. Аварийная ситуация неприятна для всех участников происшествия и каждому необходимо знать, как выйти из нее с наименьшими затратами средств и времени. Особенно, когда оказался пострадавшим лицом и без полиса ОСАГО.

Страхование ОСАГО является обязательным для каждого владельца автомобиля и причины отсутствия полиса не принимаются инспекторами ГИБДД. Однако, в ситуации, когда его нет невиновному в аварии нужно быть готовым действовать так, чтобы не совершать ошибки.

Что делать, если попал в ДТП без ОСАГО и не виновен?

Принцип действий потерпевшего сводится к соблюдению спокойствия и следующим моментам:

  1. После аварии транспортное средство должно оставаться на месте ДТП. Остановитесь, включите аварийные огни и установите соответствующий знак на дороге.
  2. Вызовите сотрудников ГИБДД или комиссаров (в случаи суммы ущерба меньше 50 000 рублей). Если есть пострадавшие, вызовите скорую помощь. При необходимости окажите первую помощь пострадавшим.
  3. Сфотографируйте место ДТП, а также номерные знаки автомобилей, которые в нем участвовали, объекты инфраструктуры вблизи места аварии, а также знаки дорожного движения. Допустимо снять видеоматериал.
  4. При наличии очевидцев, постарайтесь опросить их и взять контактные данные. Они понадобятся для судебного разбирательства.
  5. До приезда инспекторов обеспечьте сохранность предметов в том виде, в котором они находятся после аварии.
  6. Попросите у виновника полис ОСАГО, выпишите его реквизиты и данные страховой компании.
  7. После составления протокола внимательно прочитайте все указанные в нем сведения, получите у инспектора его копию и справку по форме 154.

Не всегда автомобили в авариях получают значительные повреждения. В большинстве случаев можно постараться договориться с виновным, ведь ему тоже не всегда хочется связываться с инспекторами и страховой компанией. При невозможности достигнуть компромисса остается вызывать и ожидать бригаду ДПС.

Внимание! До приезда инспекторов не рекомендуется не только перемещать автомобили участников аварии, но и убирать с проезжей части детали кузова, бампера и т.д.

После их прибытия нужно максимально спокойно объяснить все детали происшествия, принимать участие в составление протокола. Копию протокола каждый участник ДТП получает вместе с постановлением о нарушении, которые понадобятся для обращения за страховой выплатой.

Однако, любая из сторон вправе иметь свое мнение и быть несогласными с информацией, которая будет отражена в протоколе, написав в нем «Не согласен» и скрепить личной подписью.

Кто возместит ущерб?

Выплаты при наступлении страхового случая производится компанией, с которой заключен договор ОСАГО виновником ДТП. Поэтому в случае, когда нет полиса у пострадавшего, ему волноваться о выплатах не стоит. Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса виновник аварии обязан возместить вред потерпевшему в полном объеме.

Но размер ущерба определяется на основании экспертизы, которая умышленно может его занизить. При обнаружении такого случая необходимо написать претензию и добиваться полной компенсации в судебном порядке.

Порядок выплаты зависит от того, по какому полису она будет произведена: по ОСАГО или КАСКО.

Ущерб возмещается по полису ОСАГО:

  • Попросить у виновника страховой полис и убедиться в том, что в него вписан водитель, который в момент аварии находился за рулем;
  • Выписать реквизиты полиса ОСАГО и контактные данные компании-страховщика;
  • Заполнить извещение о ДТП (европротокол);
  • Обратиться в страховую компанию виновника с заявлением о возмещении ущерба;
  • В течение пяти рабочих дней представитель страховой компании обязан осмотреть автомобиль потерпевшего, оценить характер повреждений и вычислить сумму возмещения.

Ущерб возмещается по полису КАСКО:

Автовладелец с полисом КАСКО, но без ОСАГО является нарушителем, поскольку они не исключают друг друга. Однако, потерпевший может взыскать со страховой компании, с которой виновник ДТП заключил договор КАСКО, сумму ущерба.

С обращением к страховщику не следует затягивать. Потерпевшему нужно подать заявление и явиться на экспертизу, которую обязаны провести в течение пяти дней от даты обращения. После оценки производятся выплаты в полном объеме.

Как доказать свою невиновность?

Доказательства всегда непростой вопрос, особенно в отношении аварийных случаев на дорогах. Способы убеждения в невиновности следующие:

  • записи с видеорегистратора или регистраторов участников ДТП или очевидцев;
  • записи с камер уличного наблюдения, если авария произошла в пределах населенного пункта и находится в зоне видеофискации камер, расположенных на зданиях или иных стационарных объектах;
  • свидетельские показания очевидцев.

При отсутствии свидетелей и видеозаписей свою невиновность доказать будет очень сложно.

Что делать, если у виновника тоже нет страховки?

Может случиться так, что оба участника аварии не заключили договор ОСАГО. В этом случае виновник обязан возместить ущерб в соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК.

Следует отметить, что гражданское законодательство предусматривает обязанность возмещения вреда не только водителем, который в момент аварии находился за рулем ТС, установленного как виновное.

В частности, ущерб может быть взыскан с гражданина, владеющего автомобилем на праве собственности или по доверенности.

Ответственность с владельца будет снята только при доказательстве того, что машина была угнана и попала в аварию по независящим от него причинам.

Потерпевшее лицо вправе произвести экспертизу нанесенного вреда в лицензированной организации и обратиться к виновной стороне за добровольным возмещением. При отказе потерпевший вправе добиваться справедливости через суд.

Если в результате ДТП причинен вред здоровью или жизни, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на РСА (Российский союз автостраховщиков). В этом случае не имеет значения, имеется ли у виновника полис ОСАГО, а также известно ли виновное лицо.

Для получения компенсации потерпевший или его родственники (в случае со смертельным исходом) должны обратиться в РСА с заявлением и доказательствами характера и объема причиненного здоровью вреда. Далее РСА производит выплаты, сумму которых впоследствии взыскивает с лица, виновного в ДТП (п. 1 ст. 20 Закона 40-ФЗ).

: Возмещение ущерба при ДТП если нет полиса ОСАГО

Если вас интересует вопрос «Попал в ДТП без страховки я не виноват, выплатят ли страховку?», то смотрите с 4:30 минуты.

Источник: https://rulipozakonu.ru/strahovka/chto-delat-esli-net-strahovki-pri-dtp-u-postradavshego/

Ответственность сторон при ДТП без страховки ОСАГО

Авария нет страховки что делать

Нужна качественная юридическая консультация по автомобильным вопросам? Обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефонам:

+7 (499) 638-44-96 доб. 753 — Москва и область

+7 (812) 309-52-81 доб.357 — Санкт-Петербург и область

8 (800) 333-94-83 доб.154 — для регионов
Звонок бесплатный!

По статистическим данным сейчас большая часть автовладельцев ездят без полиса ОСАГО. Одной из причин такого положения является небольшая административной ответственности за это нарушение. Так, согласно ст. 12.37 КоАП РФ, управление транспортом без ОСАГО наказывается штрафом в 800 рублей.

Если же нарушителю удастся убедить инспектора ГИБДД в том, что оставил полис дома по забывчивости, то наказание  снижается до 500 рублей. Отсутствие обязательной страховки у участников происшествия приводит к усложнениям в процедуре возмещения причинённого материального вреда пострадавшим персонам.

Рассмотрим ниже варианты действий обеих сторон ДТП, когда у них отсутствует полис ОСАГО.

Если нет страховки у виновника ДТП

В стандартном варианте ДТП, когда водитель, виновник происшествия, застраховался по ОСАГО, ущерб компенсируется участникам аварии за счет его страховой компании в полном или частичном объёме в зависимости от обстоятельств и причин происшествия.

Другими словами, если полис ОСАГО отсутствует у потерпевшего, то он оплачивает административный штраф (800 рублей), а за страховым возмещением обращается в страховую компанию виновника ДТП.

А вот если водитель совершил ДТП, не имея страховки, все расходы, вытекающие из последствий случившейся аварии, виновник ДТП без страховки оплачивает из собственного кармана, включая административный штраф за отсутствие полиса.

При этом не имеет значения причина отсутствия страхового полиса у виновника. Таких причин огромное количество, включая:

  • страховой договор по ОСАГО не составлялся;
  • страховой полис просрочен, а новый договор о продлении срока не заключен по различным причинам;
  • человек, совершивший ДТП, отсутствует в списке лиц, указанных в полисе в качестве водителя, допущенных к управлению транспортным средством;
  • ДТП совершено в тот период, который не предусмотрен в страховом договоре, например, по договору страховка действительна только на весенне-летний сезон (с марта по август), а происшествие случилось зимой.

  В каждом из указанных случаев виновник аварии компенсирует причинённый материальный ущерб полностью за свой счёт. По новым действующим правилам компенсация вреда  производится восстановлением повреждённой автомашины в отведённый период времени или выплатой денежной суммы в тех случаях, когда:

  1. Повреждённую машину технически невозможно восстановить.
  2. Расходы на ремонт превышают максимальную страховую сумму в 400 000 рублей.
  3. Длительность ремонта превышает установленные сроки восстановления.

Как действовать виновнику ДТП без страховки

В стандартной ситуации дорожного происшествия после его расследования и определения виновного лица компенсационные выплаты осуществляет страховая компания виновника.

Если же у него нет договора ОСАГО, то ни одна страховая фирма не возьмёт на себя расходы по выплатам, и тогда их взыскание потерпевшими производится с виновника на его доброй воле или через суд. Если последствия происшествия незначительны, т.е.

техника получила несложные повреждения, а люди отделались лёгкими ушибами и синяками, то виновнику аварии рекомендуется действовать следующим образом:

  1. Не оставлять машины на трассе, если они создают помеху движению, а зафиксировать их расположение на фото и видео камеру и передвинуть на обочину, освободив проезжую часть, чтобы не получить дополнительного штрафа за создание затора на дороге;
  2. Обращаться вежливо с потерпевшей стороной, чтобы не давать основания ей для дополнительных требований в виде возмещения морального ущерба;
  3. Попытаться исчерпать инцидент на месте аварии без вызова сотрудников ГИБДД, если противная сторона согласна с таким вариантом решения проблемы и не предъявляет чрезмерно завышенных требований в вопросе материальной компенсации ущерба;
  4. Если последствия происшествия серьезные, технике и людям нанесён значительный вред, в определении виновника аварии есть противоречия у её участников, если они не приходят к согласию в вопросе суммы компенсации, то вызывайте работников ДПС для законного оформления происшествия и запуска официальной процедуры расследования.

Порядок неофициального разрешения вопроса для потерпевшего и виновника

Если виновник происшествия добровольно признаёт свою вину, а потерпевшее лицо не предъявляет завышенных требований в части компенсации ущерба, то разрешение конфликта по обоюдному согласию без вызова полиции будет взаимовыгодным вариантом для обеих сторон в плане экономии времени, средств и нервов. Основной вопрос в данном случае — обоюдное соглашение о сумме, сроке и способе возмещения ущерба. Расписка составляется письменно в произвольной форме, где указывают следующие сведения:

  1. Краткое описание сути происшествия и места его совершения.
  2. Информация об участниках ДТП с записью данных паспортов или другого удостоверения личности.
  3. Сведения об автомобиле потерпевшей стороны (номер ПТС и государственные номера, вин-код и модель машины) с описанием нанесённых повреждений.
  4. Итоговая сумма компенсации ущерба.
  5. Способ возмещения вреда и его сроки.
  6. Сумма, уплаченная виновником в качестве первого взноса.
  7. Оставшаяся сумма, которую виновник должен уплатить, порядок и сроки выплаты.

Документ закрепляется подписями обеих сторон. Если оценка причинённого материального ущерба вызывает сомнения, то прибегните к услугам профессионалов на СТО, которые определят полную стоимость ремонта.

Если виновная сторона не может сразу выплатить полную стоимость ремонта, то возможно соглашение о поэтапной уплате с внесением первого взноса и залогового имущества с указанием срока конечной выплаты.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Порядок официального разрешения конфликта

Если по различным причинам невозможно достичь взаимного согласия для неофициального разрешения вопроса или последствия аварии слишком тяжёлые, то её участникам предстоят нервотрёпка и хлопоты, связанные с расследованием и судебным разбором дела. Причём копии официальных документов, составляемых сотрудниками ДПС на месте дорожного происшествия, потребуются в дальнейшем потерпевшему лицу и виновной стороне. К ним относятся:

  • справка о ДТП;
  • протокол о совершённом правонарушении;
  • схема ДТП;
  • акт медицинского освидетельствования (при наличии).

Потерпевшему нужно убедиться, что инспектор внёс в справку о ДТП информацию об отсутствии у виновника страхового полиса.

Если инспектор не хочет этого делать,  пригласите по телефону на место дорожного происшествия работника своей страховой фирмы, чтобы зафиксировать факт отсутствия страховки у виновника. Кроме того, потерпевший выясняет у сотрудника полиции фамилию, адрес регистрации и номер телефона виновника.

Обеим сторонам важно ознакомиться с протоколом происшествия, который оформляется сотрудником ДПС, и в случае несогласия с изложенными фактами, обязательно отразить своё мнение в специальном разделе документа.

Здесь же  укажите нарушения, допущенные инспектором, по процедуре предварительного расследования. При отказе подписывать документ следует написать в нём слово «не согласен». Письменная фиксация своего мнения в протоколе поможет каждой стороне в последующем судебном разбирательстве.

Оценочная экспертиза со стороны пострадавшего в ДТП

Следующий этап — проведение технической экспертизы повреждённых автомобилей для определения истинной степени повреждений и стоимости их восстановления. Эксперты выявляют  внешние и скрытые внутренние повреждения.

Когда автомобиль невозможно восстановить, экспертами составляется документ об утрате товарной стоимости (УТС). На процедуре технической экспертизы присутствует виновник ДТП, который заблаговременно уведомляется о дате и месте проведения мероприятия.

Эти действия: подготовка документов, проведение экспертизы, оценка вреда, уведомление виновника, организуются и оплачиваются пострадавшей стороной за свой счёт, поэтому ему важно иметь и сохранить отчётные квитанции о произведённых финансовых затратах, чтобы в дальнейшем получить компенсацию с виновной стороны. Иногда требуется проведение дополнительной экспертизы в виде дорожной или трасологической.

Виновнику аварии в процессе оформления на месте происшествия первичных документов нужно проследить, чтобы его почтовый адрес верно указали, так как уведомления передаются по почте, и их неполучение адресатом по причине неправильно записанного адреса будут истолковываться судом не в его пользу. Не следует ему избегать экспертизы, а нужно обязательно присутствовать на ней, чтобы контролировать объективность проведения и правильность оценки причинённого ущерба. По окончании мероприятия возьмите копию заключения экспертизы.

Досудебная претензия

После завершения оценочной экспертизы пострадавший готовит письменную досудебную претензию с обосновывающими её документами и отправляет их виновнику по почте с уведомлением о доставке адресату. Претензия включает в себя следующую информацию:

  1. Краткое содержание обстоятельств ДТП.
  2. Факты понесённого ущерба.
  3. Обоснованные пункты требований по компенсации с указанием сумм и итоговая сумма возмещения ущерба, включая расходы на эвакуацию, экспертизу, почту, наём адвоката и моральный вред.

Виновник  внимательно изучает полученный документ и проверяет правильность приведённых требований, а лучше обсудить его с адвокатом. На ознакомление с документом виновнику предоставляется  законом 30 суток со дня его получения, по истечении которых истец имеет право подать заявление в суд для проведения судебного разбирательства и принудительного взыскания компенсации.

: Попал в ДТП у виновника нет страховки

Если виновник согласен с претензией и указанной суммой компенсации, то лучше ему договориться с истцом о добровольной выплате денег, не дожидаясь судебного разбирательства.

Если же он не согласен с содержанием документа, то нужно готовиться к судебной тяжбе и готовить  оправдательные документы по каждому пункту предъявляемых требований.

При этом нужно понимать, что безработица и отсутствие ценного имущества не являются обоснованием для отказа в удовлетворении законных требований истца. Претензия сопровождается копиями следующих официальных бумаг:

  • справка о происшествии;
  • постановление о нарушении административного кодекса;
  • уведомление о вызове на проведение экспертных исследований по оценке ущерба;
  • экспертное заключение с указанием размера причинённого ущерба;
  • регистрационное свидетельство, страховой полис и технический паспорт на повреждённую автомашину;
  • квитанции и чеки, подтверждающие понесённые затраты, связанные с ДТП.

Исковое требование для возбуждения судебного разбирательства подаётся в районный суд по месту регистрации виновника аварии или мировому судье, когда сумма иска не превышает 50 000 рублей.

Если ответчик игнорирует иск и не приходит судебные заседания, то потерпевший ходатайствует об аресте его транспорта, что является стимулирующим рычагом для обеспечения явки ответчика на суд.

Если ответчик уклоняется от исполнения судебного решения по добровольной выплате компенсации, то истец  ходатайствует о наложении ареста на всё его имущество с целью принудительного взыскания долга.

Невиновный незастрахованный потерпевший в ДТП

Как уже было упомянуто в начале статьи, страховая фирма, с которой заключён договор ОСАГО виновником ДТП, берёт на себя расходы по выплате материальной компенсации всем потерпевшим лицам по установленным тарифам, независимо от того, имеется ли у них полис ОСАГО или нет.

На практике случается так, что виновник происшествия не входит в список допущенных к управлению автомобилем водителей, указанных в полисе или сразу же убежал с места дорожного происшествия.

И даже в этих случаях переживать пострадавшему по поводу получения компенсации вреда не приходится, так как страховая фирма виновника обязана выплатить ему компенсацию с дальнейшим возбуждением судебного разбирательства в отношении виновника ДТП с целью возвращения понесённых затрат в качестве регресса.

Если виновник ДТП не собственник управляемого им автомобиля, то потерпевший имеет право предъявлять претензию водителю и владельцу авто. Примером этому может быть случай совершения аварии водителем служебного транспорта, принадлежащего автотранспортному предприятию.

Источник: https://avtocity365.ru/zakon-avto/dtp-bez-strahovki/

Что будет, если у потерпевшего или виновника в ДТП нет страховки ОСАГО

Авария нет страховки что делать

Несмотря на то, что полис обязательного страхования должен быть у каждого водителя, некоторые пренебрегают этой обязанностью. Что делать, если в условиях отсутствия ОСАГО у одной из сторон, случилась авария? А если человек в ДТП ещё и виновный, что ему будет?

Что если у участника ДТП нет полиса?

В целом, при ДТП без страховки ОСАГО необходимо делать то же самое, что и в случае обычной аварии. То есть:

  • вызвать ГИБДД и ожидать их приезда, не покидая место ДТП;
  • если есть такая возможность – подробно заснять всё на фото или видео;
  • попробовать найти свидетелей случившегося и записать их контакты.

По результатам изучения места аварии, инспектор должен составить протокол. Его копия выдаётся всем участникам происшествия.

Единственное, что отличается, если у кого-то из участвовавших в ДТП нет ОСАГО, – такое происшествие нельзя оформлять по Европротоколу. Иными словами на место обязательно должны быть вызваны сотрудники ГИБДД. В заполняемых при этом документах должны быть сделаны пометки о том, что у кого-то из участников аварии отсутствует ОСАГО.

Вне зависимости от того, у кого именно нет полиса, у виновника или пострадавшего, ему придётся заплатить за это административный штраф. В 2020 году его размер составляет 800 рублей.

Осаго отсутствует у виновника

при наличии осаго всевозможные расходы потерпевшего, ставшие следствием аварии, покрывает ск виновного. это касается как денег, потраченных на починку автомобиля, так и тех, что ушли на лечение.

если же у виновника дтп нет полиса, то ему придётся возмещать причинённый ущерб своими силами. причём в данном случае при расчётах не учитывается износ тс, а размер возмещения не ограничен лимитами.

общая сумма складывается из средней по рынку данного региона стоимости деталей и работ.

причины, по которым осаго отсутствует, ровным счётом ни на что не влияют. они не могут быть основанием для освобождения от ответственности либо смягчать степень вины.

досудебная претензия

Прежде чем подавать на виновного в суд, можно попробовать решить вопрос мирным путём. Для этого нужно предъявить виновнику письменную претензию. В законе нет чётко прописанных правил о том, как её нужно составлять, поэтому она может быть написана в свободной форме. Однако в ней должно обязательно содержаться следующее:

  • данные сторон;
  • информация об аварии (время, место и т. д.);
  • описание полученного вреда;
  • требование возместить этот ущерб, с указанием точной суммы;
  • обоснование (со ссылками на законы), почему возмещение требуется от конкретного человека.

К претензии нужно приложить документ, подтверждающий полученные повреждения, а также обосновывающий сумму требования. Например, заключение о независимой экспертизе. О проведении такой экспертизы необходимо известить виновника ДТП заранее. Передать бумаги можно одним из двух способов:

  1. Лично в руки получателю. При этом необходимо иметь два экземпляра, один из которых остаётся у пострадавшего. На нём виновник должен будет поставить свою подпись и дату получения.
  2. Отправить по почте. Обязательно заказным письмом с уведомлением о том, что оно было получено.

Оба этих варианта предполагают, что у потерпевшего останутся доказательства того, что претензия была подана, если дело дойдёт до суда. Это возможно в том случае, если виновник отказывается платить либо просто игнорирует полученную бумагу.

Также виновник может попросить о рассрочке платежа. Если договорённость достигнута – составляется специальный документ – соглашение. В нём должны быть указаны сумма и то, как она будет выплачена (несколькими платежами либо одним, в какой срок). А также причина возникновения долга.

Суд

Подать судебный иск можно в течение трёх лет с того момента, как произошло ДТП. Ответчиком может быть как непосредственно водитель, виновный в аварии, так и владелец машины. В случае смерти виновного, можно требовать возмещение от его наследников.

Заявление подаётся в суд по месту регистрации ответчика. Если последних несколько – то в любой из подходящих судов. При этом иск может быть составлен один на всех. Если требуемая сумма менее 50 тысяч – это дело мирового суда, если более – районного.

Требовать можно возмещения всех денег, которые были потрачены в связи с ДТП. При этом каждая сумма должна быть доказана и чётко обоснована.

Просить компенсацию за моральный вред смысла не имеет. Такая выплата возможна только в случае спора со страховой.

Вместе с иском в суд подаются следующие документы:

  • справка об аварии;
  • постановление и приложение к нему, выданное сотрудником ГИБДД;
  • справка из полиции, если дело о ДТП – уголовное;
  • результаты независимой экспертизы;
  • все платёжные документы, подтверждающие расходы, связанные с аварией;
  • квитанция об оплате госпошлины в суд.

ДТП без страховки у потерпевшего

Что делать, если нет ОСАГО у потерпевшего? Обращаться в страховую компанию виновника. Ведь возмещение положено пострадавшему вне зависимости от наличия или отсутствия у него полиса.

По сути, алгоритм действий в этом случае будет таким же, как при обращении в свою СК. То есть нужно написать заявление по специальному шаблону и приложить к нему следующие документы:

  1. Всё, что касается происшествия:  справки и прочие бумаги, выданные в ГИБДД.
  2. Копия ОСАГО виновного в аварии.
  3. Заключение о результатах независимой экспертизы, если она проводилась.
  4. Копия паспорта.
  5. Копия водительских прав.
  6. ПТС повреждённого авто.

При требовании возместить ущерб, нанесённый здоровью или жизни, понадобятся также:

  1. Справка о том, какие именно повреждения были получены.
  2. Заключение медкомиссии, если в результате аварии потерпевший стал инвалидом.
  3. Если родственники потерпевшего хотят получить возмещение в связи с летальным исходом – свидетельство о смерти.

После нужно будет подождать результатов экспертизы, которую проводит СК. По её результатам компания назначит сумму компенсации. Однако на практике бывают случаи, когда страховщик отказывается выплачивать деньги. В таком случае необходимо обращаться в суд.

То же касается и случаев, когда компания занижает сумму выплаты. В такой ситуации основным доказательством правомерности требований станет заключение независимого эксперта.

При решении дела в таком порядке можно требовать не только компенсацию, но и возмещение всех судебных затрат.

Итого, если у кого-то из участников аварии нет страховки, он будет обязан заплатить штраф, вне зависимости от своей роли в ДТП. Кроме того, в данном случае оформление происшествия возможно только с участием сотрудников ГИБДД. Даже при отсутствии полиса ОСАГО пострадавший имеет право на получение компенсации полученного вреда либо от СК виновника, либо от него самого.

Источник: https://strahovoy.online/spory/u-uchastnika-dtp-net-strahovki-osago.html

У виновника дтп нет осаго. как правильно поступить в этом случае — drive2

Авария нет страховки что делать

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются.

Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП.

Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа.

Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра.

Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела.

Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам.

Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда.

Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев.

А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист.

Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем.

Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование.

По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование».

Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

авторамблер.ру

Источник: https://www.drive2.ru/b/480242215952580877/

У виновника дтп нет осаго: что делать потерпевшей стороне. урегулирование долга, суд, взыскание ущерба

Авария нет страховки что делать

Система ОСАГО призвана не дать разорить водителя, который по случайности попал в ДТП и причинил какой-то ущерб. Но полис стоит денег, а в стране кризис – поэтому около трети водителей предпочитают полис не оформлять. А что делать, если такой водитель попадет в ДТП по своей вине? Мы разобрали разные варианты и поняли – для потерпевшей стороны в любом случае хорошего мало.

Обязательное страхование автомобильной гражданской ответственности – точно не самое худшее, что есть в России.

За относительно небольшую сумму (в среднем 3-5 тысяч рублей) водитель получает гарантию того, что не лишится всего сразу, просто по неосторожности попав в аварию.

Конечно, ОСАГО покрывает только ущерб имуществу и здоровью в сумме до 400 и 500 тысяч рублей соответственно, но главное – даже попав в аварию исключительно по собственной вине, ответственность водителя будет застрахована.

Кроме того, ОСАГО – это самый зарегулированный со стороны государства вид страхования.

То есть, страховая компания не может отказать оформить полис, он не может быть дороже определенной цены, ущерб по нему рассчитывается и выплачивается по определенным правилам, и т.д.

По сути, даже название страховой компании не играет никакой роли – любой страховщик будет обязан компенсировать ущерб, который нанес застрахованный водитель имуществу или здоровью третьих лиц.

Однако полная защита интересов всех водителей может быть достигнута только в одном случае – когда полис ОСАГО есть у всех. Это как с коронавирусом и масками – носить ее нужно, чтобы защитить других от своей возможной инфекцией. Так и с ОСАГО, его покупают, чтобы в случае ДТП страховая оплатила ремонт тому, кто пострадает в аварии по вине другого водителя.

Поэтому нежелание покупать полис под предлогом «я не попадаю в аварии» – так себе оправдание.

Не всегда в аварии виноват непосредственно водитель, это может быть внезапная поломка автомобиля, дефект дороги или еще какая-то причина, но формально виновником с большой вероятностью признают водителя. И экономия в 5 тысяч рублей будет ему стоить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.

То есть, штраф от ГИБДД в размере 800 рублей – далеко не самое худшее последствие отсутствия полиса, худшим будет ДТП с участием дорогого автомобиля, или с пострадавшим, или просто с городским имуществом (вы когда-нибудь задумывались, сколько стоит светофор? От 30 тысяч рублей с опорой, а его контроллер – до миллиона рублей).

Правда, уже скоро в ГИБДД обещают начать штрафовать за отсутствие полиса с помощью автоматической фиксации нарушений ПДД. Схема будет примерно такая:

  • камера фиксирует номера всех автомобилей, которые видны на дорогах;
  • из списка номеров удаляются повторения (их будет много – одна и та же машина попадет на десятки камер);
  • по каждому номеру в РСА запрашиваются данные о наличии или отсутствии полиса ОСАГО;
  • если автомобиль с отсутствующим полисом появился на дороге с интервалом в 10 дней и более, на владельца накладывается штраф (первые 10 дней после покупки машины можно ездить без страховки).

Пока проблемы возникли на этапе проверки по базе РСА, но уже к осени в ГИБДД обещают полномасштабный запуск системы. Тогда число водителей без страховок, вероятно, будет в разы меньше.

Попал в ДТП, у виновника нет полиса

Итак, если водитель попадает в ДТП по вине другого водителя, и у этого другого водителя нет полиса ОСАГО или он по каким-то причинам недействительный, у потерпевшей стороны начинаются проблемы. Больше всего проблем будет, если у виновника страховки нет в принципе, а если она есть, но недействительна – проблем будет чуть меньше. Поэтому рассмотрим эти варианты по отдельности.

Если полиса нет вообще

Самая неприятная ситуация – попасть в аварию по вине другого водителя, у которого не оказывается страхового полиса. Это означает, что платить за ремонт будет точно не страховая компания.

Но еще до урегулирования финансовых вопросов на всех участников ДТП распространяются определенные требования, отмечает Анна Уткина из ГК «АвтоСпецЦентр». В частности, есть требования и к потерпевшему:

Если все формальности соблюдены, то нужно решать, как именно будет компенсирована сумма ущерба. Если бы у виновника был полис ОСАГО, все вопросы нужно было бы решать с его страховой компанией, но у нас ситуация иная. В этом случае варианты такие:

  • ущерб добровольно выплачивает виновник – для этого нужно сойтись на конкретной сумме ущерба, и согласиться с виновностью одной стороны и невиновностью другой;
  • виновник не признал себя виновником – скорее всего, его переубедит инспектор ГИБДД, который будет оформлять ДТП (или обоих водителей пригласят в отделение в группу разбора ДТП);
  • вина его признана, но виновник не хочет выплачивать ущерб добровольно – остается только суд и принудительное взыскание;
  • если у потерпевшего есть полис Каско – за ремонт заплатит его страховая компания (которая потом предъявит виновнику иск по правилу регресса).

Конечно, проще всего урегулировать ущерб в добровольном порядке или обратиться за ремонтом по Каско, но уже понятно – таких случаев бывает не то, чтобы слишком много. Обычно дело заканчивается судом, и чаще всего потерпевшая сторона еще долго пытается взыскать ущерб с виновника.

Но раз есть варианты урегулирования до обращения в суд, ими нужно пользоваться. Как рассказал нам Иван Черняков из проекта Зеленаякарта.рф, по небольшим ДТП проще договориться напрямую с виновником ДТП, но будет лучше, если есть Каско:

Обращение в суд – тоже не самое простое дело. Конечно, можно попытать счастья сразу после ДТП, но лучше соблюсти всю процедуру. Дело в том, что суд заинтересован в том, чтобы стороны смогли договориться без его участия. На практике это означает, что потерпевший должен попробовать урегулировать вопрос в досудебном порядке – а для этого нужно хотя бы знать сумму ущерба.

Сумму ущерба нельзя определить «на глаз» – нужен документ с конкретной суммой и ее обоснованием. Документ этот выдают по факту проведенной независимой экспертизы, которую сначала придется оплатить.

Итоговая процедура, по словам адвоката Михаила Тимошатова, такая:

Таким образом, к подаче иска в суд нужно заранее подготовиться – заказать независимую экспертную оценку ущерба (в каждом городе есть несколько экспертов, они должны быть аккредитованы) и попытаться урегулировать вопрос ущерба в досудебном порядке.

Но есть и еще кое-что – нужно оплатить госпошлину и подать иск именно в тот суд, в юрисдикции которого находится такое дело и сам ответчик, отмечает юрист Дмитрий Першин:

Вообще, если у потерпевшего в ДТП есть справка от ГИБДД (с указанием, кто виновен в аварии), отчет о независимой оценке ущерба и доказательства нежелания ответчика компенсировать ущерб добровольно, успешный исход дела практически гарантирован. В таком случае необязательно даже обращаться к юристам – шаблон искового заявления можно найти в интернете, а свои интересы представлять самостоятельно.

Правда, самое сложное начинается после победы в суде и получения исполнительного листа – если ответчик добровольно не оплатил ущерб, будет наивно полагать, что он его оплатит через приставов. Ему запретят выезд из страны, арестуют все счета и наложат запреты на регистрационные действия на его имущество – но на этом полномочия приставов фактически заканчиваются.

Не стоит ждать, что судебный пристав как в телепередаче пойдет домой к должнику описывать его имущество – приставы обычно очень заняты и не готовы настолько активно заниматься взысканием. Поэтому взыскание часто затягивается на годы – и к этому нужно быть готовым.

Если полис поддельный или недействительный

Если у водителя-виновника нет полиса ОСАГО, то все ясно – или он платит добровольно, или платит после суда. Если полис есть, но закончился – аналогично. Но бывают некоторые ситуации, когда полис как бы есть, но его как бы нет.

Таких вариантов может быть несколько:

  • полис выдан с ограничением по числу водителей, и попавший в аварию в него не включен;
  • полис выдан на автомобиль с другими параметрами – так делают, чтобы сэкономить;
  • полис попросту фальшивый – бланк украден или подделан;
  • полис выдан без проведенного техосмотра или с фиктивным ТО, и т.д.

В большинстве из этих ситуаций страховая компания выплатит сумму ущерба потерпевшей стороне – но после этого предъявит иск виновнику по регрессу. То есть, потерпевший практически не пострадает от проблемы со страховкой.

При этом бывают и совсем криминальные случаи, когда водитель сознательно подделывает полис ОСАГО – за это полагается ответственность вплоть до уголовной, и подделывает данные по автомобилю.

Таких случаев достаточно много – недобросовестные посредники предлагают страховку по цене гораздо ниже, чем в страховых компаниях. И полис они выдают вполне настоящий – на настоящем бланке и числящийся в базе РСА.

Но когда дело доходит до ДТП, оказывается, что страховка оформлена на автомобиль с двигателем меньшей мощности, да еще и в регионе с низким коэффициентом (оформление ОСАГО в Чечне экономит 40% по сравнению с самыми дорогими регионами).

Иногда такой полис пытаются «легализовать», внеся в него изменения, иногда – прямо так отдают водителю.

И водитель до ДТП может просто не знать, что его страховка недействительна. В ряде случаев даже потерпевший ничего не получает – страховая компания просто не признает договор. В других случаях потерпевший получает деньги, но их потом взыскивают с виновника.

Были и совсем экзотичные случаи – когда виновник ДТП оформлял ОСАГО после аварии, но каким-то чудом полис ему выдали с датой начала в этот же день. Тогда потерпевший получил свои деньги, но страховая компания обжаловала решения вплоть до Верховного суда (и проиграла). Так что и в других ситуациях чаще всего добиваться выплаты приходится в суде.

Что делать, если сам без полиса ОСАГО стал виновником ДТП?

У всех ДТП есть две стороны – потерпевший и виновник. И то, что для потерпевшего – лишние нервы и трата времени (взыскание ущерба через суд), то для виновника обернется еще большими проблемами.

Ведь езда без страховки обычно актуальна для тех, у кого на эту страховку денег просто нет.

А если у него не нашлось 5 тысяч на полис, откуда возьмется 30-50 тысяч на возмещение ущерба? Человек попадает в долговую яму, из которой может уже не выбраться – ему запрещают выезд из страны, блокируют счета, отнимают возможность распоряжаться своим имуществом.

Чтобы не сделать еще хуже, нужно заранее выбрать правильную линию поведения. Самое главное – не покидать место ДТП и не вступать в конфликты с пострадавшей стороной. А что касается денег, то виновник ДТП без ОСАГО может:

  • попробовать договориться на месте, если ущерб небольшой. Ради того, чтобы избежать суда и ФССП, можно и оформить кредит или даже микрозайм на ремонт авто пострадавшей стороны;
  • если ущерб большой, то его сумму нужно по максимуму снизить. Например, просить суд соразмерно уменьшить компенсацию расходов на юристов, экспертизу и моральный ущерб;
  • если кажется, что экспертиза насчитала слишком большой ущерб, можно попробовать заказать оценку у другого эксперта (правда, разница в сумме должна быть меньше, чем стоимость самой экспертизы);
  • попробовать пересмотреть условия ДТП – возможно, там признают обоюдную вину обоих водителей;
  • если суд закончился, а исполнительный лист передан в ФССП, договориться о реструктуризации долга – платить понемногу в течение какого-то периода времени.

Есть и крайний случай, если ущерб слишком большой – объявить себя банкротом. По новому закону это можно сделать бесплатно, если сумма долга менее 500 тысяч рублей. Правда, здесь есть нюанс – если у должника есть имущество, которое можно изъять, дело идет по обычной (платной) процедуре, а таким имуществом может быть автомобиль. Но это уже другая история.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/ot-etogo-ne-zastrahovatsya-chto-delat-esli-popal-v-dtp-a-u-vinovnika-net-polisa-osago

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.